Уральское генеалогическое общество Суббота, 23.11.2024, 08:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Начинающему генеалогу [8]
Работы генеалогов [55]
Поколенные росписи [10]
Методика [8]
Из истории УГО [6]
Мемуары [3]
Отголоски войны [5]
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне
Документы [1]
Жертвы репрессий [1]
Портреты генеалогов [5]

Наш опрос
Что больше всего вы цените в людях?
Всего ответов: 80

Список тегов
Лая (3)
лес (1)

Главная » Статьи » Методика

Гассельблат Г.В. Генеалогия в начальной школе.
Гассельблат Г.В
Генеалогия в начальной школе

        В 2006 и 2007 гг. мне посчастливилось преподавать азы генеалогии для 10-12-летних мальчиков и девочек в одной из средних школ г. С-Петербурга. В течение недели мне была предоставлена возможность проводить в разных классах по 5 уроков. В начале каждого урока я коротко рассказывал детям что такое генеалогия и история семьи. По предварительной договоренности с администрацией школы дети принесли на урок чистую обычную тетрадку в 12 листов. По моему предложению они раскрывали её на среднем развороте, рисовали и писали на этой двойной странице то, что я рисовал и писал на классной доске. Внизу доски на её середине, а дети соответственно внизу и в середине листа тетрадки, мы рисовали горизонтальный прямоугольник. В прямоугольнике я писал «Я», а дети писали свои фамилию, имя, отчество, дату своего рождения и место рождения. Над этим прямоугольником я и дети рисовали по два прямоугольника, в которых я писал «Папа» и «Мама», а дети вписывали в прямоугольники те же данные о своих родителях.

Так как родители являются мужем и женой их прямоугольники мы соединяли прямоугольники родителей кружочком, символизирующим обручальное кольцо. От родительских прямоугольников мы проводили линии к прямоугольнику с данными об их ребенке. На этой элементарной схеме появилось два поколения рода, о чем было сказано детям. Кто такие дедушка и бабушка и что они являются родителями папы и мамы, дети знают хорошо. Поэтому с четырьмя прямоугольниками над прямоугольниками папы и мамы у них уже вопросов не было. Мы их быстро нарисовали и вписали данные дедушек и бабушек, проставили нужные значки.

Констатировали в нашей схеме 3-е поколение. Я спросил у ребят, сколько людей мы нарисовали. Они быстро ответили: «Семь». «А внизу кто?»  Класс дружно ответил: «Я!».  «Что получилось?». «СемьЯ». Сразу же я объяснил им, что семья – это не только совместно проживающие люди, но в каждом «Я» заложены гены его родителей, дедушек и бабушек. Это проявляется не только во внешнем сходстве, но и в характерах людей, в их способности к тому или другому занятию, профессии, творчеству, положительные и, к сожалению, отрицательные черты характера и склонность к тем или иным болезням. Нередко генетические свойства проявляются через поколение, а бывает - и через несколько поколений. Один мальчик поднял руку и заявил: «Не семья Я, а восемь Я». На мой вопрос: «Почему?» он ответил «А у меня есть братик!».

Сразу же я перешел на разъяснение того, как фиксируются в родословном древе братья и сестры. Прямоугольники с их данными на одной линии с первым «Я» соединяются прямоугольной скобочкой, от которой к их родителям проводятся соединяющие со скобочкой прямые линии в форме крыжа. Затем посыпались вопросы о двоюродных братьях и сестрах. Я объяснил, что у папы и мамы тоже бывают братья и сестры. Данные о них и их женах и мужьях вносятся в прямоугольники родительского поколения. Они для составителя родословного древа являются дядями и тётями. Их дети фиксируются в соответствующих прямоугольниках в поколении составителя. Исторически сложились наименования двоюродных братьев и сестер «кузен» и «кузина». Так они были нами зафиксированы в родовом древе. «А троюродные братики и сестрички?» 

На доске и в тетрадях были указаны родные братья и сестры дедушек и бабушек, их дети, невестки и зятья, внуки и внучки, вписавшиеся соответственно в поколение дедушек-бабушек, пап и мам и составителя древа. При этом логично возникло на доске и в тетрадях и новое поколение прадедушек и прабабушек, давших последующие поколения членов рода. У детей резонно возникли вопросы об их братьях и сестрах, которые родились от других пап или мам. На доске и в тетрадках появились соответственно новые прямоугольники в поколении родителей с данными о предыдущем или последовавшем муже или жене.

При расторгнутом браке под значком о его регистрации, ставится значок, символизирующий разорванное кольцо в виде прописной буквы «х» с указанием над и под ним даты и места расторжения брака. При этом линии, указывающие их детей, соединят истинных родителей. Например: от брака «А» и «Б» родился ребенок «В», затем от брака «А» и «Г» родился ребенок «Д». Соответственно для ребенка «В» на схеме буду указаны родителями «А» и «Б», а для ребенка «Д» - «А» и «Г». Дети, рожденные в этих, разных, браках, являются сводными братьями и сестрами. Их новые папы и мамы именуются соответственно отчим и мачеха. На занятиях возникал и такой вопрос, как указывается в родословном древе усыновленные дети. Я таких детей тоже включаю в древо, но вместо сплошной линии проставляю пунктирную линии от усыновителя к усыновленному.

      Прадедушек и прабабушек, как выяснилось, знают далеко не все дети. А такие вопросы, как девичьи фамилии мам, бабушек, прабабушек, года жизни и кем они были, знали мало кто. Их недоумение по этим вопросам, я сразу же переадресовывал к их родителям, предлагая оставить на уроке незаполненными соответствующие прямоугольники и заполнить их после бесед с родителями, бабушками и дедушками – давал им домашнее задание. Я с радостью видел десятки пар глаз детей, с большим интересом и желанием впитывающих азы генеалогии, с удовольствием рисующих родословные древа своих семей и задающих самые неожиданные вопросы. По учительской терминологии «классы активно воспринимали новую для них информацию». 

       На  этих занятиях я видел значительный интерес развитых детей к истории своих семей и желание изучить неизвестные страницы этой истории. Этот интерес необходимо поддерживать и развивать. Интерес к истории семьи обязательно приведет школьника к изучению истории своего края и страны. Ведь очень важно как живут их родители, дедушки и бабушки, как жили и что пережили их прапра и прародители. Кем они были, в каких условиях они жили, как они выжили на непростых этапах истории нашей страны, какой вклад они внесли в жизнь нашего Отечества, чем были славны,  чем определялось их поведение в тех или иных условиях.
 
       Знание своего края вызывает любовь к нему, осознание себя его частицей. Человек становится патриотом своего края, своей Родины. Он не уедет в другую страну, даже, если это богатые США, Германия или Израиль, только из-за того, что там на бутерброде больше масла. Он будет стремиться сделать свой край богаче, красивее, комфортнее, престижнее, используя для этого и достижения более развитых, на данном этапе, стран. В наших идеологических постулатах и в СМИ о патриотизме вспоминают лишь перед компаниями по призыву в армию или во время избирательных компаний.

     С 2005 г. на все занятия по генеалогии, в том числе и в Музее истории села Рыбацкое при Рыбацкой библиотеке,  регулярно приходила учащаяся этой школы Вера Остромецкая, 1994 года рождения, с мамой Надеждой Ивановной Гень. Они обе с большим интересом и вниманием буквально впитывали даваемую им информацию. Очень добросовестно выполняли домашние задания. Каждый раз у них появлялись новые вопросы. В результате они составили на базе сохранившихся в семье документов и фотографий «Летопись семьи Ивановых», затем переработанную ими в интересный труд «Я знаю! Я помню! Я горжусь!», в котором были показаны не только родословное древо, а целая роща родословных деревьев породнившихся родов, и гордость за своих предков. Работа В. Остромецкой была представлена в 2007 г. на ХV С-Петербургский городской конкурс творческих работ «Родословные школьников С-Петербурга возрастной группы 4-х – 6-х классов», проводимый ежегодно Всемирным клубом с-петербуржцев, Дворцом творчества юных  г. С-Петербурга, и была признана лучшей в своей номинации, удостоена Диплома лауреата конкурса 1-й степени и Почетной грамоты Российского детского конкурса «Голос ребенка».

      К сожалению, этот факт был единичным. Огромный интерес детей к истории своей семьи и уже имеющиеся у многих из них знания давали надежду на успешное участие в школьных, районных, городских и российских конкурсах не одного десятка участников конкурсов из этой школы. Для этого нужно было бы обязательное проведение серии уроков по генеалогии,  хотя бы ежемесячно, с детьми по школьной программе на базе информации, имеющейся в каждой семье. Генеалогический учебный год в школе целесообразно было бы завершать большими наглядными выставками юных генеалогов в школах, районах и города, приуроченных к  учрежденному ЮНЕСКО ежегодному Дню семьи – 15 мая.

А в этом учебном году эта тема приобрела ещё большую актуальность объявлением Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 2008 года «Годом семьи». Я уверен, что продолжение начатой мною работы в этой школе вывело бы многие исследования учащихся школы на призовые места в районе, г. С-Петербурга и в общероссийских конкурсах. Не нужно забывать, что ежегодные конкурсы работ старшеклассников на тему «Человек в истории. Россия ХХ век» проводят Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Совет по краеведению Российской академии образования, Кафедра региональной истории и краеведения и Центр устной истории Российского государственного гуманитарного университета. 

     В прошлом учебном году я напечатал и передал во все школы своего муниципального образования предложение о проведении бесплатных методических консультаций по созданию истории семей. Но на это не откликнулись ни один директор школы, ни один организатор внешкольного досуга учащихся, ни один преподаватель истории и краеведения. Не знаю чем это объяснить. Предполагаю, что в системе просвещения детей работают чиновники, отрабатывающие положенные им часы и безразлично относящиеся к воспитанию подрастающего поколения. Вопросы воспитания патриотизма они воспринимают как мероприятие,  проведение которого они обязаны проводить по указанию РОНО, к дню снятия блокады Ленинграда и к Дню Победы. 

      Знание ребенком истории своей семьи и биографий близких ему людей в значительной степени способствует разрушению возрастных границ между поколениями в семье, воспитывает в нем не потребительское, а уважительное родственное отношение к старшим, приводит его к интересу истории родного края и страны. Участие в конкурсах позволяет ребенку показать, что он не худший из сверстников в знании истории своей семьи.

       Август 2007.    
                         
Член Центрального совета  Генеалогической федерации России,
 заместитель председателя Уральского генеалогического общества,
житель Рыбацкого муниципального  образования в Санкт-Петербурге
Г.В.Гассельблат.


Источник: http://ugo10.narod.ru
Категория: Методика | Добавил: Наталия (28.09.2010) | Автор: Гассельблат Г.В. E
Просмотров: 1799 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш мини чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024