Cергей Владимирович Кочевых
Три поколения Херувимовых О первом из известных нам Херувимове, Анании Дорофеевиче,
известно, что он родился в середине 1830-х в городе Гдячь Полтавской губернии и был внуком купца третьей гильдии. По преданию, фамилия у его предков была Гарпенченко. Однажды некая царственная особа была потрясена
пением одного из его предков, и вследствие этого была изменена фамилия на
Херувимов(а).
У Анания Дорофеевича тяга к прекрасному и
новому победила тягу к коммерции, и в 1852 году он отправляется учиться в Москву в
Училище Живописи и Ваяния. В 1857 году он приезжает в Санкт-Петербург, где сдает экзамен на
звание свободного художника живописи портретной в Императорской Академии
Художеств.
В сезон 1858-1859 годов он в появляется в Саратове, где активно
вливается в актерскую среду. Начинает выступать
в Саратовской труппе. В это время он дружит с Петром Михайловичем Медведевым, будущим
знаменитым актером и антрепренером. Эта
веселая полная действий жизнь явно привлекает его больше чем писание маслом в
тихой мастерской.
Примерно
в 1861 году он женится на актрисе Елизавете Васильевне Головинской.
О Головинских нужно сказать отдельно. Отец
Елизаветы, Василий Васильевич Головинский /Головин/ (пр. 1809-1880), ведущий
актер и антрепренер Екатеринбургской труппы, руководство которой принял на себя весной 1857 года
после скандального ухода из труппы Петра Алексеевича Соколова. В молодости Василий Васильевич начинал служить как канцелярист
по родовому праву. Однако потом избрал актерскую стезю. Уже в начале
1830-х годов он играет вместе с супругой в
труппе П.А.Соколова в Казани. Далее в Екатеринбургской труппе П.А.Соколова.
Рецензенты отмечали, что он имеет хороший приятный голос (тенор),
прекрасно сложен физически, занимает самые обширные амплуа, играет почти во
всех пьесах и всегда первые роли.
У
Головинских, по-видимому, было несколько детей, из которых точно известны двое.
Леонид (1849-1906) игравший в театре на
Урале и по России и Елизавета ставшая супругой Анания Дорофеевича Херувимова. Елизавета
начинала выступать еще в труппе Соколова в 1854 году. В сентябре 1862 в " Московских ведомостях" она
названа примадонной, отмечена се "водевильность", живость, умение петь, танцевать.
В результате этого брака Ананий Дорофеевич становится
полноправным членом Екатеринбургской труппы, одним из ее ведущих актеров.
Актеры и актрисы женились, роднились, кумились, жили и работали семьями. Многие из них обзаводились своими
домиками, лошадками, хозяйством.
Летом труппа выступала в Перми, зимой до февраля в
Екатеринбурге, в феврале - на
Ирбитской ярмарке, на которой в 1866 и 1867 годах Ананий Дорофеевич открывает
один из первых на Урале фотосалонов.
(Возможно, благодаря этому до нас дошли в альбомах уральцев фотографии Анания Дорофеевича
и его супруги.) Он строит в Перми дом, о котором в последствии упомянул
в своих "Записках из прошлого" Д.Д.Смышляев. Примерно в 1868 году у Херувимовых
рождается сын Александр (о других детях пока сведения отсутствуют).
В
1868 году В.В.Головинский передает управление труппой А.Д.Херувимову. Ананий Дорофеевич
был хорошо образованным и действительно разносторонним человеком. Он был и
антрепренером, и режиссером, и декоратором, и актером. Сыграл огромное
количество первых ролей. Одним из первых на Урале стал ставить пьесы
Островского, в которых так же с успехом играл. О нем известно, что он любил
показывать фокусы, устраивал фейерверки.
Кроме
того, на деле, он оказался хорошим коммерсантом
и администратором. Ананий Дорофеевич уверенно вел дела театра и даже занимался благотворительностью, что было весьма
непривычно для того времени. И.Ф.Горбунов упоминает о нем, как об одном из трех
крупнейших провинциальных антрепренеров России. Мамин-Сибиряк в очерке
"Город Екатеринбург" поставил его в ряд тех, о которых до сих пор
"с благодарностью вспоминают". В труппе Херувимова блистала восходящая звезда Русской сцены Анна
Яковлевна Романовская (1843-1916), женщина
роковая и на сцене, и в жизни. В 1875 году она становится гражданской женой
Анания Дорофеевича, и они перебираются в Казань. Об этом периоде известно лишь,
что Ананий Дорофеевич увлекался изобретениями по части осветительной техники, вкладывал в это деньги, ездил
за границу, мечтал показать свои работы на всемирной выставке в Париже. Умер он
в августе 1889 года в Казани.
Второй Херувимов, Александр Ананьевич,
родился примерно в 1868 году в Перми. Он мог с детства воспринимать все лучшее, что
накопила Уральская актерская школа. И его жизненный путь был
предопределен пока еще живой "патриархальной оседлостью актерских
семей".
Примерно
в 1891 году он женится на актрисе Елене Васильевне Дидерикс (пр. 1874-1926) родившейся вероятно в Риге. Ее отец, по преданию,
тоже держал небольшую труппу, в которой Елена начала уже выступать. Это все что известно об ее происхождении. По
преданию же, этот брак был следствием
в большей мере договора отцов. Многое в этом остается не ясным. В браке
Елена родила в Перми Николая (22.01.1892) и Сергея (26.12.1892).
Елена Васильевна характеризовала своего супруга как крайне
ревнивого и довольно эгоистичного человека. Основным местом жительства
оставалась Пермь. Был обнаружен номер их дома по Пермской улице, между Соликамской
и Обвинской улицей, дом 42. По сведениям на 01.04.1898 год супруги
гастролировали. Работали в труппах провинциальных театров.
В первое десятилетие века в Россию
приходит кино. Зарождается отечественная кинопромышленность. Одной из знаменитейших в России становится
фирма "А.Ханжонков и К", внесшая свой вклад в развитие Русского
киноискусства.
Когда и как пришел Александр Ананьевич в кино пока не известно. По
преданию он занимался прокатом фильмов в
Москве. Первый известный нам фильм с его участием вышел на экраны 26.12.1913 и назывался "Ночь перед
Рождеством" по Гоголю, где он сыграл роль Головы. Далее он активно снимается у Ханжонкова. Коллеги
отмечали его прекрасные манеры, умение двигаться. Он обладал очень
представительной внешностью, играл благородных отцов, генералов, князей и
всяких других сановников, а также комические роли. По имеющимся сведениям он
снялся в более чем пятидесяти картинах. Кроме того, он часто появлялся в
эпизодических ролях. Можно сказать, что он
стал как бы одной из визитных карточек киностудии.
Когда я несколько лет назад позвонил киноархив Госфильмофонда и представился
потомком Александра Ананьевича, первый вопрос хранительницы
фондов был похож ли я на него. Она восторженно говорила о его работах, сказав
что он ее любимый актер немого кино.
После революции киностудия Ханжонкова перебирается в
Ялту, где продолжает снимать фильмы. Осенью 1919 года, после национализации, киностудия прекратила
свою работу. По преданию Александр Ананьевич
с некой молодой актрисой оседает в каком-то волжском городе, где у них рождается
две девочки.
В
первых числах декабря 1931 года он приезжает в Петербург в дом престарелого
актера, где через несколько дней умирает.
Третий Херувимов, Сергей Александрович родился 26.12.1892
в Перми. Рос в доме родителей на попечении родственников так как родители в основном
гастролировали. В моем семейном альбоме есть фотография двоюродных брата и сестры Сергея Александровича,
сделанная в Перми до революции. Этот брат стал в советское время капитаном
дальнего плавания. В Перми Сергей Александрович сформировался как личность и,
скорее всего, уже тут проявил интерес к новым формам социального устройства общества.
С 60-х годов XIX века Урал был одним из
центров революционного движения
в России. Очевидно, что все эти веянья особенно чувствовались в среде актеров.
С 1908 года он числится членом большевистской организации. В последствии он заканчивает
коммерческое училище в городе Касимов
Рязанской губернии. В 1912 году арестовывался за революционную агитацию
среди рабочих. Далее фронт первой мировой войны. Сергей Александрович имел красивый сильный голос и был ангажирован петь в офицерских собраниях.
Но война есть война, и в одном из боев он получает разрывную пулю в живот. Был
прооперирован в полевых условиях. Подробнее о той операции семя узнала позднее,
когда в блокадном Ленинграде его супруга понесла сдавать документы очередных умерших соседей. Стареньких доктор, узнав ее фамилию, осведомился, не является
ли ей родственником Сергей Александрович Херувимов. Доктор рассказал, что он оперировал его тогда, и этот человек запомнился ему своим мужеством. Наркоза не было. Для того, чтобы пациент не сломал себе
зубы от боли, ему засовывали в рот скрученные полотенца. Сергей Александрович
сгрыз двенадцать полотенец, не разу не застонав.
В последствии революционная деятельность приводит его на Кавказ,
где ему приходится бежать от преследования
через горные перевалы в Турцию. Октябрь 1917 года застает его в Москве, где он
принимает участие в арестах полиции. В 1918-1919 годах командует отрядом ЧК на
фронте под Петроградом. Обороняет магистрали Николаевской и Северной линии ЖД.
Тут встречает сестру милосердия, которая
пытается спасать детдомовских детей, Ольгу Васильевну Тропашко (1899-1942), дочь унтер-офицера верой и правдой
семнадцать лет служившего в охране Царско-Сельского дворца. Она
становится его женой.
Далее он продолжает служить в ЧК на руководящих постах в Киеве, Омске затем в конце 20-х в Москве,
где он занимал должность начальника особой части административного
отдела политсекретариата Народного Комиссариата путей сообщения от ГПУ. Его
заместителем, на этом посту, был Булганин. В 1929 году Сергей Александрович, по
состоянию здоровья, уходит на партийно-хозяйственную работу. Работает
"красным директором" на крупных
заводах Магнитки, Подольска. В конце 1933 года переводится в Иваново. Едет сам,
чтобы обустроить место для семьи. В
письмах жене сетует, что окна его кабинета выходят на кладбище. Пишет,
что сидит с задернутыми шторами.
17 мая 1934 года, он, будучи проездом в Москве, погибает в результате дорожно-транспортного
происшествия. Семья еще несколько дней не получала известие об его гибели, а
его доберман в Подольске три дня лежал на его тапочках и выл.
Вот такие три непростые и яркие судьбы. Все
они, безусловно, оставили ощутимый след в истории своей страны. При всей различности их объединяет
некое пионерство и верность инновациям, будь то техника, искусство, культура
или социальное устройство. Очевидно, что именно эти качества становятся все
более и более востребованными в нашей жизни.
К сожалению, жизнь творческих людей оставляет после себя
много загадок и белых пятен. В особенности
это касается точных дат. Эта статья призвана внести еще один маленький штрих в воссоздание картины жизни Урала и России XIX и XX веков. Многое утрачено
или предано забвению.
Поэтому так ценно отыскание и сохранение того, что возможно еще обнаружить. У
нас есть история, мы будем ее сохранять и приумножать, чтобы было с чем прийти
в будущее.
Хочется
вспомнить добрым словом замечательного Уральского краеведа Ю.М.Курочкина и поблагодарить
коллег из УГО и УИРО С.В.Трофимова, Н.В.Позднякову, Г.В.Гассельблата.
Библиография:
Служители
Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. XIX век. Составитель Ю.М.Курочкин. М.1994
Ю.М.Курочкин. Приключения "Мадонны". Свердловск 1973
Ю.М.Курочкин. Из театрального прошлого Урала. Свердловск 1957
Пермские губернские ведомости. Среда 17 апреля 1885, N 31, стр. 188
Список владельцев недвижимых имуществ г. Перми. По сведениям на 01.04.1898. Пермь 1898
В.Е.Вишневский. Художественные фильмы дореволюционной России. М. 1945
А.А.Ханжонков. Первые годы кинематографии. М.Л. 1937
2001 год, Санкт- Петербург.
Источник: http://ugo10.narod.ru |