Карта окрестностей Нижнего Тагила - Старатель,Шайтанка и Шиловка (Фото с сайта Горноуральский)
Текст, приведенный ниже, был найден участником сайта
"Горноуральский” Юрием Н. в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии”.
Этот словарь написан Иваном Яковлевичем Кривощековым и издан губернским
земством в 1910 году. Текст о переведенцах из Малороссии из "Словаря Верхотурского уезда" (Фото с сайта Горноуральский).
Я привожу этот текст с учётом современного написания.
"Воскресенское или Шиловка, село на реке Шиловке
правом притоке реки Шайтанки, впадающей в реку Тагил, Николае-Павловской волости, от уездного
города в 173 верстах. Село расположено на среднеуральской гряде, тянущейся от Ежовой горы Екатеринбургского
уезда к северу и оканчивающейся у деревни Ясьвы Богородскими и Осиновыми
горами, на абсолютной высоте 292 метров или 136,7 сажени.
Село возникло случайно, Николай Николаевич Демидов, сослуживец Потемкина-Таврического,
выиграл у графа Разумовского людей из имения последнего в Черниговской Гу6ернии в 1824 году. Выигранные крепостные были пригнаны пешком. В первобытном лесу на
реке Шиловка была расчищена площадь и наняты рабочие для постройки казарм.
Во вновь построенные казармы и были водворены пригнанные черниговцы числом 90 семей.
Таким же порядком из той же Малороссии еще водворены несколько семей в 1826
году. Тут же поселились и плотники вятичи, строившие дома в Шиловке и известные под именем
марьинцев.
Малороссы эти и по cиe время сохранили многое, занесенное из своих родных
степей на Урале, так и по настоящее время ведется коляда, называемая здесь щедрованием.
Молодежь, парни и девушки, ходят в утро нового года и поют песни, навеличивая чествуемого
домохозяина. Записанная нами щедровальная песня характерна, потому что она совсем не
соответствует цели праздника, а намекает на морской поход и мытье риз или одежды,
видимо окровавленной и требующей мытья, а по очистке одежды и просушке говорится, что нужно
служить молебен счастливо оконченного похода. Поющие щедровальщики вероятно и не
подозревали, что ими воспевается, может быть, один из морских походов запорожской сечи и
они потомки тех, кто мыл свои окровавленные ризы в море.
Первая деревянная, обращенная из часовни, церковь существовала с 1839 года по 1884 год.”