Уральское генеалогическое общество Пятница, 03.05.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Начинающему генеалогу [8]
Работы генеалогов [55]
Поколенные росписи [10]
Методика [8]
Из истории УГО [6]
Мемуары [3]
Отголоски войны [5]
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне
Документы [1]
Жертвы репрессий [1]
Портреты генеалогов [5]

Наш опрос
Самый популярный современный писатель
Всего ответов: 71

Список тегов
Лая (3)
лес (1)

Главная » Статьи » Работы генеалогов

Запорожцева Н. По следам Николая Блинова (окончание)
Наталья Запорожцева
По следам Николая Блинова (окончание)

      В Вятке, городе его детства и учебы,  у Блинова осталось много друзей и родных. Он сблизился с местной интеллигенцией, познакомился со ссыльными – обладателем прекрасного баса и неизменным участником вятских любительских концертов К. Ф. Пржецишевским,  Ананием Куцем, издателем Ф.Павленковым, с которым позже будет тесно сотрудничать в  «Вятской незабудке». На статью Константина Феликсовича Пржецишевского о средствах к улучшению материального быта крестьян Вятской губернии Н.Блинов ответил пространной статьей в 1866г в «Вятских Губернских Ведомостях», что от одного улучшения агротехники дело не изменится, т.к. над крестьянской жизнью властвует экономика. Он радовался общению с образованным и талантливый священником-писателем о. Николаем Орловым, служившим в кафедральном соборе. Блинов знал его по духовному училищу как доброго наставника и просветителя.
В село часто наезжали из города любители весело провести время и паломники. В церкви находилась икона Иверской Богоматери, помолиться которой желали многие девицы. По существующему поверию та из девушек, кто  помолится  Иверской Богоматери в Бахте, в тот же год выйдет замуж.

      В ту пору бывшие государственные крестьяне перешли в общие учреждения. В Троицком волостном управлении в четырех верстах от села происходило на всю губернию торжество передачи.  Приходского священника Блинова пригласили служить молебен. Было шампанское, речи и первое знакомство с  губернатором Трубниковым. После карсовайских очерков  к Блинову  обращались как к эксперту по делам инородцев по вопросу запрета кумышки - вотской самогонки, включили его в комиссию по подготовке указа. Он составил  письменные соображения по этому поводу для губернатора, которые были напечатаны, а в 1867г  в печати вышел  самостоятельный очерк Н.Н.Блинова «Вопрос о кумышке».

Школа

      В селе была  школа, но дела там шли плохо. Учителя,  диакона Рассветова накануне уволили. Священника Блинова  попросили  учительствовать. «Я, конечно, занялся делом со страстью», - вспоминает он. Эти слова отражают его деятельную натуру. В 1867г при открытии Вятского земства, у «шестидесятников», к которым он причислял себя, был  большой подъем. Страстно мечтали они о пробуждении народа, победе над «темнотой» деревни, создании «новой России».

Земство убедилось, что именно образование народа является решающим средством преодоления экономической и социальной нищеты. 31 января 1867 г. Блинов определен наставником Бахтинского начального народного училища, и должность эту занимал до конца 1870 г. Как педагог, он помогал земству и получал помощь от него. В прошениях о.Николая в губернскую земскую управу впечатляет внимательное отношение к приобретению букварей, книг для создания школьных библиотек, советы земцам, какие книги следует выписывать. Перечень книг показывал эрудицию автора, знание проблем начального обучения. Блинов рекомендовал «Подвижные буквы» И.И.Паульсона, «Букварь», «Русскую азбуку по способу Коменского», «Родное слово» К.Д.Ушинского, «Библейскую историю» со 104 рисунками, а для более успешных учеников «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя», «Жития святых». Он просил земство дополнительно выделить сумму на переплетные работы (учебник в переплете дольше сохранится).

      Представилась возможность приобрести в школу учебники, и в каждый приезд в Вятку он из земской управы  привозил книги и другие пособия, какие можно было  выпросить. Священник был настолько убедителен, что земство чрезвычайно быстро откликалось на его прошения. На следующий же день он получал требуемую сумму «с распискою». Земство  даже командировало Блинова на мануфактурную фабрику с целью приобретения образцовых учебных руководств для педагогического кабинета.

      По всей России шло возрождение школ(назывались они  народными училищами). В Петербурге открывались воскресные школы. Были выпущены буквари, учебники. «Среди деревенского населения  появился новый дорогой друг учителя – книга, - писал он.- Полсотни лет назад книга не имела значения среди народа: ее никто не понимал и не ценил. Но два-три десятка зим дети посещали школу, и у всех взрослых открылись глаза: понадобилось знание. В каждой деревне оказались не просто грамотеи, а толковые читатели, понимающие пользу, значение книги. Земство поспешило со своими услугами. Оно открыло в разных частях уезда библиотеки. Так создалось внешкольное образование».

А поначалу в Бахте приходилось заниматься почти без книг. И он нашел свой метод - звуковой азбуки. Но для издания учебника понадобилась помощь земства.    В мае 1867г. Блинов представил в управу  рукопись учебника: « Я с удовольствием предоставляю свой труд в полное распоряжение земства. Малейшая прибавка к нему на гонорарий для меня неблагоприятно повлияла бы на увеличение цены издания. Я готов отказаться от всякого вознаграждения за составление учебника». Земство произвело расчеты по изданию: первая тысяча экземпляров обходилась в 43,45 руб, вторая – в 24,95 руб.  «Грамота», напечатанная в     1868  г. на бумаге фабрики Рязанцева, имела 7 положительных рецензий в столичной прессе, 4 раза переиздавалась в Петербурге, удостоилась Премии Министерства народного просвещения. Спустя тридцать лет по этой азбуке обучались русскому языку дети арабов в Назаретских школах Палестины.

      Вятский училищный совет попросил Блинова как «опытного» педагога  составить наставление для учителей по обучению детей чтению, письму, арифметике, Закону Божьему. Опыта, конечно, было мало, но он охотно согласился, для него это было  святое дело.  Ему и самому не давали покоя думы о низком уровне педагогического образования учителей. Учительских семинарий ещё не было, и в школах преподавали вышедшие из младших классов семинаристы, либо священники без знаний педагогики. Он написал наставление: «О способах обучения в семье и школе предметам учебного курса в  начальных народных училищах», получившее одобрение училищного совета и  изданное в Вятке в 1868 г, переизданное дважды и удостоенное восьми поощрительных рецензий российских педагогов.

     Губернская управа в ноябре 1868 г приняла решение «Грамоту» и «Наставление»  разослать бесплатно в уездные управы по числу училищ и предложить управам других губерний. В январе 1869г  Вятский уезд заказал 1800 учебников и 80 наставлений, Орловский – 1200 и 45, Слободской – 600 и 25, Котельнический – 500 и 30, Яранский – 1300 и 50, Глазовский – 700 и 25, Уржумский - 800 и 30, Нолинский - 1000 и 40, Малмыжский – 300 и 15. Заказывали книги также земства других губерний. Всего было распространено по библиотекам училищ 8200 учебников и 340 наставлений учителям. Это был поистине блиновский размах деятельности и  образец земской эффективной работы! Журнал «Отечественные записки» сообщил о выходе «Азбуки» Н.Блинова, по которой шло успешно обучение крестьян губернии. Кроме того, журнал с удовлетворением отмечал сравнительную дешевизну учебника, благодаря чему земская управа за свой счет разослала эту книгу по всем училищам.

      Годом ранее Вятским издательством опубликована написанная в Карсовае азбука для вотских детей - «Лыдзон» с советами  преподавателям. Учебник получил одобрение инспектора Казанских инородческих школ Золотницкого. Земство помогло распространить учебник в удмуртские школы. В «Вятских Губернских Ведомостях» вышла его статья «О мерах к улучшению преподавания в народных школах». Те же мысли стали основой для статьи  «Съезд учителей, наблюдателей и библиотекарей», вышедшей в той же газете в 1869г.  Председатель педагогического совета В. И.Фармаковский, прочитав ее, расхохотался: «Съезд учителей! Ну, съедутся они - все будут молчать или заговорят глупости». Позже съезды успешно устраивались в Сарапуле, Уржуме, и  рекомендации Блинова им очень пригодились. А Фармаковский  будет описывать эти съезды в своих статьях в журнале министерства народного образования.

      В Бахте Блинов выстроил отдельный дом для школы, две светлые комнаты на втором этаже оклеили  «белыми обоями, производящими на детей чарующее впечатление». Для постройки Блинов взял из земской Управы квартирную плату за три года и добавлял из своего жалованья. Он разрабатывал и внедрял новые творческие педагогические подходы, например, ввел наглядный материал, обязательный ручной труд, обработку земельного участка, занятия физической культурой.

      Следующим шагом было обучение учеников ремеслам. Блинов попросил у земства содержания для помощника учителя, нанял сапожника, тот обучил   пятерых мальчиков  сапожному ремеслу, и вскоре  они стали заправскими сапожниками. Он убеждал крестьян отдать девочек в школу. Вначале из приличия перед новым батюшкой они не пытались возражать, потом отговаривались, что девочкам в семье нужно нянчить младших детей. Но настойчивый батюшка умел убеждать. Прогрессивный муж убедил учить сельских девочек шитью, вязанью и грамоте даже собственную жену, Елену Васильевну, обремененную  детьми (в Бахте к их 2 детям добавилось еще трое). К счастью, жена была  союзницей во всех его начинаниях и получила свидетельство на звание учительницы. Елена Васильевна дома занималась  с девочками «безмездно» до самого отъезда. За год до отъезда ей было назначено земством жалование как наставнице в 100 рублей в год. В 1870 г  в школе  учились уже 20 девочек. Перед отъездом Блиновых в Бахте были два начальных училища-мужское и женское. К концу XIX в  Бахте было 152 ученика(78 девочек, 74 мальчика).

      Земство обратилось к епископу Вятскому и Слободскому с ходатайством о награждении священника Блинова. Консистория дала ему положительную характеристику. За трехлетнее обучение детей в своей квартире ему объявлена благодарность епархиального начальства, за распространение образования Преосвященнейшим Аполлосом о.Николаю пожалован «набедренник». Министр народного просвещения вознаградил его за труд 200 рублями серебром. Об учительстве Блинова был дан хороший отзыв в напечатанном отчете Вятского уездного учительского совета. «Это была чуть ли не последняя официальная похвала мне, - вспоминал он. - В последующие годы говорить обо мне доброе не считалось удобным».

«Блиновский список»

      Одновременно со службой и педагогическими занятиями успешно шли  краеведческие и статистические труды. В 1866г в печати появились его «Повесть о граде Вятке».  Он собрал редкие исторические документы о вятской старине и упомянул в   губернской газете об уникальных документах - знаменитых письменных памятниках XYII – начала XYIII вв, что вызвало сенсацию. Впоследствии, после его смерти,  «Блиновский список» искали, но так и не смогли найти. Собранные  этнографические, краеведческие, исторические факты он анализировал и обогащал  современным статистическим анализом.  Такова работа «Влияние времени года на рождение и смертность».

     Материалы для своих исследований он брал в каждодневных занятиях: «Духовенству предоставлено ведение метрических записей, следовательно, оно имеет возможность извлекать из них выводы, с помощью которых удобно объяснить различные стороны народного быта». Как член Вятского статистического комитета, он отлично понимал значение статистики для селян и  земского самоуправления: «В наше время степень развития и полноты статистики каждого государства признается мерой его цивилизации».  «Вятские Губернские Ведомости» в 64-65 годах публикуют его исследования «Движение народонаселения в Карсовайском приходе за 20 лет, этнографическое и сельскохозяйственное описание быта вотяков и пермяков Глазовского уезда». За эту работу он получил бронзовую медаль Российского географического общества и  гонорар по 25 руб. за газетный лист. Но после публикации этого  правдивого и всестороннего исследования начались  злоключения Блинова.

Земство

      Блинов одним  из первых оценил  и  описал «красоту земской службы». Органы самоуправления в России несли в себе оппозиционную функцию, противостоя бюрократическому аппарату монархии, где процветало взяточничество, воровство и беззаконие. Земская реформа проводилась не повсеместно, а лишь в 34 из 50 губерний.  В Вятском земском представительстве преобладали крестьяне, мещане, купцы, служащие, благодаря чему они представляли местные интересы более, чем в центре. Вятское земство было одним из передовых в России.
      Будучи членом статистического комитета, общаясь с гласными, Блинов видел среди них «живых, сильных и энергичных людей, одушевленных желанием служить нуждам населения», например председателя Вятского губернского земства М.М.Синцова, гласных Стяжкина, Н.Н.Романова, впоследствии известного статистика. Синцов, как и Блинов, был уверен, что «грамотность без  образования не приведет народ ровно ни к чему путному», что надо дать ему «некоторые  сельскохозяйственные сведения, чтоб народ умел пользоваться тем, что лежит у него теперь без толку  под  самым носом». Блинов восхищался земскими докладами, они «писались так, что любой литературный журнал с удовольствием печатал бы их». В 60-70-е гг. в период великих реформ,   в либеральном движении участвовали  различные слои населения – купечество (до 25%),  разночинцы, духовенство. Б.Б.Веселовский отметил, что в вятских земствах именно разночинный «третий элемент» являлся главным работником.


    За короткий срок(1895-1896) было открыто три тысячи «пятирублевых» библиотек, создано «Вятское книгоиздательское товарищество», 13 типографий (в Казанской губернии их не было совсем), с 1895г построено 600 школ, в них устроены маленькие библиотеки и склады. К 1874 году губернское земство имело оборотный капитал в несколько тысяч книг для удовлетворения потребностей народа. В 1900 г Вятское земство получило большую золотую медаль на международной выставке в Париже  за развитие просвещения в крае.

      Всего за полвека земством было открыто 28 тысяч школ по всей стране. К началу XX века около 2 млн. крестьянских детей получили образование в земских школах, которые были признаны лучшими. За свой счет управы подготовили 45 тысяч учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Достигнуты успехи и в здравоохранении: созданы земские больницы, фельдшерские курсы, в селах стали проводить оспопрививание, организованы противоэпидемические меры, показатель смертности среди крестьян снизился  на треть. Земства содержали специально подготовленных сельских врачей (до этого на селе врачей вообще не было), которые наряду с учителями считались лучшими.

      Деятельность Вятского земства находилась под пристальным вниманием самого передового журнала России «Отечественные записки» под руководством редактора М.Е.Салтыкова-Щедрина, прекрасно изучившего в ссылке Вятскую губернию. Салтыков-Щедрин, как и сотрудники журнала Н.А.Деметр, Г.И.Успенский, П.Т.Скабичевский, отмечая успехи земства, ратовали за максимальное развитие местной инициативы и самодеятельности. Очевидно, редакция имела прочные связи с корреспондентами Вятской губернии и использовала подробные отчеты земских органов и статистические материалы. В 1871 г. в статье Н.А.Деметра в «Отечественных записках» говорилось, что земские учреждения в Вятке «до дому пришлись» и «дело у способных вятчан пошло как по маслу».

      Среди успешных начинаний названо строительство дорог, исследование экономических условий края, устройство банка для крестьян,  выгодных для населения хозяйственных производств (артельные крестьянские сыроварни), железнодорожное строительство, открытие больниц, школ. Было учтено, что грамотность Вятской губернии уступала «даже дикому Кавказу»: на 1 учителя приходилось 200 человек (через пять лет, в 1874 г- стало 88 человек) Вятское земство «перещеголяло все земства империи» и занимало первое место по России по затратам на просвещение- 23, 2% (в 1903г - 1571 тыс. руб, т.е в 4 раза больше Казанского), из уездов лидировало Сарапульское уездное земство.

Орловское земское собрание командировало в Москву одного из лучших учителей народных школ «для изучения новейших приемов преподавания». Слободское земство решало вопрос об открытии нового ремесленного училища для обучения «столярному и портновскому мастерствам». А заштатный город Котельнич приглашал сведущего горшечника для обучения «усовершенствованному горшечному мастерству». Обсуждались вопросы об образовании девочек, о стипендиях обучающимся, о приглашении врача-гигиениста в губернию. Члены земской управы серьезно относились к расходованию крестьянских денег: проанализировали фонд Вятской публичной библиотеки и решили тратить деньги не «на поощрение легкого чтения между горстью дворян», а на «открытие воскресных школ и публичных популярных чтений». Содержание управ Вятского земства обходилось не более чем в 10%, то есть гораздо меньше, чем  в других губерниях. Представители земства работали во многом на энтузиазме, с самоотдачей и самопожертвованием, не считаясь со временем. Эти качества вообще свойственны русскому человеку.


      Вятский общественный деятель Я. Мултановский обращал внимание на резкие диссонансы в развитии губернии: «Магистраль железной дороги и ни одного колесного экипажа в Афанасьевской волости (а также в Карсовае); рентгеновский кабинет в Слободской земской больнице и – знахарство в полном ходу; пятимиллионный земский бюджет и – непролазная грязь, даже в Вятке».

      Однако журнал писал, что разумная деятельность земцев вызвала сопротивление и преследование со стороны властей: в течение года все секретари земской управы исчезли, многие специалисты и среди них член статистического комитета Н.Блинов подверглись гонениям. Синцов не был утвержден председателем управы и вынужден был покинуть Вятскую губернию, и уехал сначала в Новгород, затем в Петербург. И на 30 лет отложился вопрос о строительстве железной дороги, который Синцов вынашивал и продвигал в Вятке семь лет.

      В 1875 году сотрудник «Отечественных записок» Д.К. Мордовцев писал, что «за восемь лет земство создало свою литературу – это хроника земской жизни, это внутренняя история России, где без прикрас, без предвзятой жизни дана бытовая, экономическая и умственная жизнь провинциальных центров глухих уголков русской земли». В 1877 г журнал писал о выходе   книги просветителя Н.Блинова «Народное образование Вятской губернии за последние 10 лет» наряду с павленковской «Вятской незабудкой», книгой известного статистика Н.Н.Романова и экономиста В.Я.Заволжского. Журнал писал, что все эти книги дают «картину Богом забытого Вятского края, настоящую, полную и достоверную, что едва ли какой угол России может похвастаться чем-нибудь подобным».

«Черный» список Чарыкова

      Правительству, однако, кололи глаза  самостоятельность и стремительно растущий авторитет земства. Вятский губернатор Чарыков подал записку с грифом «Совершенно секретно» министру внутренних дел. Губернатор отмечал, что до учреждения земства влияние «зловредных лиц» на общественную жизнь было слабым, а после – приобрело широкий размах, и  привел имена «неблагонадежных» лиц. Центральной фигурой земской оппозиции губернатор считал Матвея Матвеевича Синцова – титулярного советника, врача, получившего образование в Московском университете. Будучи сыном купца Орлова и имея наследство, Синцов получил  необходимый ценз для участия в земских выборах. «Воспитанный на лучших образцах гуманитарной литературы Запада и России, горячий поклонник освободительных реформ, Синцов обладал всеми качествами, какие требовались руководителю многосложного земского хозяйства. Направление, им данное всему земскому делу, которое можно охарактеризовать как «просвещение и экономический подъем крестьянства», - надолго осталось дирижирующим в вятских земствах»,- писал о нем земский статистик и историк П.А.Голубев.

Став председателем Вятской губернской земской управы, Синцов привлёк к земской деятельности политических ссыльных, проходивших по делу о Казанском заговоре (Шулятикова и Бушманова) и вместе с ними, по мнению Чарыкова, порицал «все прежние и настоящие правительственные учреждения. Эти лица довели управы до совершенно враждебного со всеми положения, и только благодетельная мера – высылка Бушманова и Шулятикова и увольнение из губернской управы Алания Куща, немного способствовали уменьшению вредных действий Синцова». Чарыков называл Синцова «ловким и пронырливым человеком», и считал, что по должности М.М.Синцова нужна замена, что вскоре и произошло: несмотря на то, что  на выборах 1870 года  Синцов вновь был избран председателем Вятской губернской управы, кандидатуру его министерство внутренних дел не утвердило.

Помимо Синцова, в губернаторском списке неблагонадежных лиц значилось имя глазовского земца,  хорошо знакомого Блинову по карсовайским временам, Петра Ивановича Колотова, ставшего вторым после Синцова председателем Вятской губернской земельной управы. Колотов происходил из купеческой семьи, имел небольшое состояние, учился в Казанском университете, был почетным смотрителем Глазовского уездного училища. С 1862 года за ним устанавливается полицейский надзор за связь с политическим ссыльными: «замечен в оказании вредного влияния на учащихся и обнаружении идей своеволия и безбожия. Он дружил со всеми, кто только заражен либеральным направлением и вообще сочувствует ему». Неблагонадежными признаны и братья Колотова, купцы. В 1867году Петр Иванович стал членом Глазовской земской управы, а в следующем году – ее председателем.

После репрессий ссыльных Колотов стал осторожнее: Чарыков отмечал, что «уже около года он ведет себя в политическом отношении безукоризненно, с крайней осторожностью и выбран председателем Глазовской управы на второе трехлетие». Но в дальнейшем, когда Петр Иванович стал председателем губернской земской управы, его вновь обвинили в пособничестве революционерам, в его доме производили обыски. По словам Блинова, Колотов походил на «бедного Макара, на которого шишки валились сами собой». Священника Н.Блинова Чарыков охарактеризовал как «очень умного и развитого, но неблагонадежного и вредного образа действия», протоиерея Вятского Спасского собора И.Ф.Фармаковского как «довольно умного, но упрямого, хитрого и зловредного старика». Они, по мнению губернатора, стали жертвами учения А.А.Красовского – основателя нигилизма в Вятке.

В чарыковский список неблагонадежных попали первый председатель Уржумской земской управы, купец Лазарь Матвеев, потомственный почетный  гражданин; молодой председатель Орловского земства, потомственный почетный гражданин, Михаил Акимович Булычов. Либералами были и многие земские служащие –статистики, учителя, врачи, агрономы, библиотекари,- слой разночинной интеллигенции, наиболее близкий к народу, с демократической идеологией и в силу этого опасный для самодержавия. Одним из них был ссыльный купеческий сын Василий Хохряков, студент Медицинской академии, получивший по просьбе матери разрешение проживать в Вятке и  устроенный Синцовым старшим фельдшером губернской земской больницы. Чарыков и его внес в черный список, отметив, что  «пока ничего предосудительного за Хохряковым замечено не было».

      Инициативы энергичного иерея-писателя, тесно связанного с «неблагонадежными» земцами-либералами были костью в глотке чиновников, которые руками епархиального начальства боролись с ним. Состоялась нелицеприятная встреча Блинова с  губернатором Вятки, В.И.Чарыковым.  Союзником Чарыкова против священника оказался скандально известный женолюб -  ректор Вятской семинарии архимандрит Иосиф. В результате о.Николай Блинов был переведен  в г. Нолинск на диаконскую вакансию в собор. В 1871 г с большим сочувствием Н.А.Деметр пишет в «Отечественных записках»  о священнике Блинове, по инициативе которого был устроен первый учительский съезд в Вятке: «и этот деятель недюжинный, нужный человек переводится кем-то, зачем-то, за что-то, в самый бедный и отдаленный приход». 

«Я не думал о дурных последствиях борьбы с высокими лицами»,- признается впоследствии Блинов. Весовые категории тогда были неравными. Но история расставила всех по своим местам.  Итоги  бахтинского периода Блинова впечатляют: создание в селе образцового народного училища, библиотеки,  педагогические, статистические труды, масса публикаций в местной и столичной прессе. Здесь, в тесном взаимодействии с земством, вятской интеллигенцией, ссыльными демократами полностью оформился и раскрылся публицистический  и педагогический талант Блинова. Прогрессивный деятель русской начальной школы Н.Ф.Бунаков писал, что Н.Блинов «принадлежит к числу тех скромных, но живых и светлых русских общественных деятелей, которых выдвинула плодотворная эпоха 60-х годов. Таким людям редко живется спокойно. Толпа, состоящая из себялюбцев, думающих только о своем личном благополучии, не выносит их, всячески старается затереть, припрятать, дискредитировать. Но они всё-таки не падают духом, не отступают, не молчат, кипятятся, волнуются и работают без отдыха, движимые какой-то фанатической верой в торжество добра и правды».

140 лет спустя

      Июль 2008 г. в Бахте выдался теплым и дождливым. Ехать от Кирова пришлось около часа в переполненном дачниками автобусе. Бахта встретила мошкарой. «А вы как  хотели, - посочувствовал местный учитель,- «бахта» и переводится как болото».
      Сейчас в Бахте как в любом селе - благоустроенные дома, дом культуры, библиотека, средняя школа. Но  за ближайшим поворотом тракта в безоблачной голубизне встала обезглавленная Троицкая церковь, где служил Блинов, с глазницами забитых и зияющих окон, обращенными на контору администрации через дорогу.
      Церковный староста Леонид Алексеевич Метелёв открыл храм. Один,  более сохранный придел отремонтирован, украшен красивым иконостасом, горят лампады. Здесь проходят службы. Другой придел, где чуть видны осыпающиеся настенные росписи, - в  строительных лесах. Настоятель  о. Виктор Пересторонин взял на себя благородное дело восстановления храма. Каждую службу прихожане несут свои немногочисленные рубли на ремонт храма. Вместо разрушенной каменной построена деревянная колокольня. Отец Виктор основал фирму «Вятские колокола» в пос. Сосновый, где отлили колокола для Троицкой церкви и других храмов.
      Заведующая  бахтинской библиотекой Валентина Васильевна Елсукова рассказывает, что, приехав сюда в 1971 г, застала еще крест на куполе церкви. Позже, говорят, парень, сваливший крест, ослеп и стал инвалидом. Много подобных историй ходит в Вятской губернии о Божьей каре над надругателями храмов. Теперь уж трудно сказать, где правда, где вымысел. Достоверно только, что быстро возрождаются селения там, где миряне добились восстановления в былой красе сельских храмов.
      На бахтинской земле строится новая часовня Неопалимой Купины у  д. Колобовшины, где по преданию был остановлен пожар. Инициатором строительства стала колобовшинская  жительница  Роза Попова( сейчас, в 2010г. часовня уже открыта-прим. Н.З.).

     Хочется верить, что Бахта войдет в  Васнецовское кольцо    старинного вятского рода священников-педагогов-художников, с этой инициативой выступила Ольга Васнецова. А разве не стоит продолжить проект  «Васнецовское кольцо», включив в него наш город Сарапул, где священник Азарий Васнецов прослужил 25 лет, а Н.Блинов - 28.      
    И пока  существуют в округе такие неравнодушные люди как  Л.А. Метелев, о.Виктор Пересторонин, В.В.Елсукова, Р.Попова, Ольга Васнецова и недавно ушедший  из жизни хранитель сельской истории Николай Павлович Колбин, будет развиваться культура Бахты и нравственность ее жителей, к чему стремился всю свою жизнь  сельский священник, просветитель, педагог, писатель  и общественный деятель Николай Николаевич Блинов. И его роль в истории села еще недооценена.
       Увиденное заставляет верить, что  храм восстановят, что в  селе появится мемориальная доска с именем Н.Н.Блинова, и ученики бахтинской школы напишут сочинения о жизни и каждодневном подвиге своего земляка.

Н. Запорожцева, краевед, внештатный сотрудник Сарапульского музея истории и культуры Среднего Прикамья. 31 августа 2008 г.


Категория: Работы генеалогов | Добавил: Наталия (16.09.2010) | Автор: Запорожцева Н. E
Просмотров: 2642 | Комментарии: 5 | Теги: Блинов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Владимир Шулятиков  
0
Пишите! Шулятиков

1 Шулятиков Владимир  
0
У Шулятикова Михаила Ивановича были братья и сестры. Дочь Анна один из прототипов "Рассказа о семи повешенных", Сын Владимир (1872-11912) участник рев движения литератор, племянник Салтыков С.Н. депутат 2-ой Госдумы, расстрелян в 1937 году в Бутово.

2 Наталия  
0
По просьбе автора статьи, передаю её ответ:

"Очень благодарна вам за отклик по поводу Михаила Ивановича
Шулятикова."Реалисты шестидесятых годов <...> были идеалисты земли, совсем
забывшие о себе, о своей личной пользе и личном интересе. Припомните судьбу каждого из них. Эти люди точно стыдились материальных благ и кончали свою жизнь не на шелке и бархате", - писал публицист-демократ Н.К. Михайловский как
будто о Шулятикове и Блинове.
Сообщу ваши сведения на Обществе изучения Прикамского края, посвященном Н.Н.Блинову, который состоится в ноябре в Сарапуле. Вы также можете
участвовать в нем. Следите за объявлениями на сайте Сарапул.ру.С уважением
Н.Запорожцева"

Если вы не против, автор просила бы с ней связаться. Её эл. адрес я могу сообщить в личном письме, если вы с этого сайта напишете, зайдя в пункт меню "Напишите нам на email".


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш мини чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024