Уральское генеалогическое общество Четверг, 25.04.2024, 10:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Начинающему генеалогу [8]
Работы генеалогов [55]
Поколенные росписи [10]
Методика [8]
Из истории УГО [6]
Мемуары [3]
Отголоски войны [5]
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне
Документы [1]
Жертвы репрессий [1]
Портреты генеалогов [5]

Наш опрос
Самый популярный современный писатель
Всего ответов: 71

Список тегов
Лая (3)
лес (1)

Главная » Статьи » Работы генеалогов

Запорожцева Н. Кроткий обличитель.
Наталья Запорожцева

Кроткий обличитель


11(24) августа 1911 года покончил жизнь самоубийством, шагнув с крыши Сарапульского духовного училища,  один из лучших писателей Сарапула, недооцененный еще сарапульцами, Сергей Николаевич Миловский, печатавшийся под псевдонимами С.Елеонский, Н.Шиханов, Млит, Старец, Провинциал.

 Шквал некрологов со всей России сопровождал похороны писателя.


В следующем 2011 году Сарапул отметит две значительные даты: 150-летие со дня рождения и 100-летие смерти С.Н.Миловского. Символично, что Сарапульский драмтеатр в это же время отметит  свое столетие и 150-летие начала городской театральной жизни. Жившие неподалеку от Кружка, Миловские принимали самое деятельное участие в театральной жизни: Сергей Николаевич дружил с режиссером передвижного театра П.П.Гайдебуровым и писал пьесы для его труппы, жена  Анна Алексеевна Миловская и дочь Соня выступали в самодеятельных спектаклях.


Сейчас в Сарапуле готовится к выпуску самая полная книга произведений и писем Миловского, сделаны сценарии некоторых рассказов писателя,  готовые к постановке на сарапульской сцене. Пришло время отдать должное писателю, прославившему Сарапул и  не удостоенному ни мемориальной доски, ни даже надгробия. Администрация  представительства Удмуртского университета (бывшего духовного училища) не возражают против размещения в здании музейной комнаты С.Н. Миловского после окончания ремонта.

 

Кроткий обличитель, так назвал сарапульского писателя  Сергея Николаевича Миловского-Елеонского  один из его рецензентов, Измайлов. «Бытописатель духовенства», «Бытовик» - такой штамп намертво прицепился к С.Елеонскому. Немудрено, писатель служил в среде духовенства и прекрасно знал ее нравы, к тому же жил безвыездно в глубинке и не маячил в редакциях столицы, его знали лишь по рассказам, да редакторы по переписке, и редко кто  из литераторов лично встречался с ним. Зато знавшие его известные русские литераторы – В.Г.Короленко, И.В. Жилкин, В.Брюсов, П.П.Гайдебуров – ценили его как тонкого лирика, эрудированнейшего книголюба, ироничного рассказчика, человека милого - доброй, нежной и хрупкой души, отзывчивого и верного друга.


В.Г. Короленко, встретившийся в Миловским в Нижегородской области во время борьбы с голодом 1891-92гг, проникся симпатией к молодому педагогу, кандидату богословия, выпускнику Казанской духовной академии, служившему в Починковском духовном училище. Их сближали польское происхождение, любовь к литературе и работа в комитете помощи голодающим. Владимир Галактионович  на долгие годы стал наставником, другом и первым редактором Миловского. Им был выбран Миловскому и псевдоним - Елеонский (воспаривший с горы Елеон).


Владимиру Галактионовичу Короленко посвятил Миловский первую книжку своих рассказов. Журналисты и сарапульские почитатели его таланта  после  смерти назвали Миловского «Сарапульским Чеховым». Вероятно, Миловский, восхищавшийся Чеховым, не избежал его влияния в своих  лиричных,  полных иронии и самоиронии  рассказах. Но за 20 лет писательства С.Миловский, оставив нам  57 рассказов, десятки статей и очерков, полсотни писем (это богатейшая и интереснейшая переписка с Короленко, Гайдебуровым, Василевским, М.Горьким, С.Д. Протопоповым, И.В. Жилкиным, Измайловым, В.Брюсовым, найденная нами в РГАЛИ и отделе рукописей Ленинки), выработал и свою  оригинальную стилистику.


Его рассказы, объемом скорее похожие на повести, - это сочный пласт жизни русской провинции конца XIX - начала XX века, кусок уездной жизни со своими словечками, нравами, обиходом. Он не идеализирует своих героев, пишет их широкими мазками, радуется прекрасным качествам своих героев, иронизирует над стяжателями, мракобесами, пошляками. Вот «Неизреченный свет» - большой рассказ Миловского, казалось бы, о перипетиях строительства в одной из сельских церквушек светового фонаря для лучшего освещения темного храма. Но это поверхностно-бытовые рамки произведения, излюбленный прием писателя, первый план его рассказов. 


Очевидно,  что это одно из основных, программных произведений писателя, и глубина его задана евангельской притчей. Неизреченный Свет – свет Преображения, доступный немногим. Этими-то лучами Преображения светятся лики святых угодников, их световидными энергиями пронизаны жизнь и деятельность русских подвижников - от Сергия Радонежского и Серафима Саровского, до наших современников. И видят мир, и Россию - не такими, как видятся и кажутся они сегодня нам,  в крови и мраке истории, но светлыми.  Этим-то Неизреченным светом пронизаны всё творчество, жизнь и трагический уход писателя.


В рассказе молодой священник о. Аполлон рассказывает своему тестю, благочинному о.Роману: «И тут вдруг точно озарение свыше осенило мою голову, сердце задрожало, и у меня само собою сказалось: ­неизреченный свет если бы!.. И как пришла ко мне эта идея, как вселилась, так и не выходит. Сон потерял, все думается, как бы осуществить. Глаза закрою, так сейчас рисуется мне со всею отчетли­востью льющий с высоты свет лучами на головы предстоящих и молящихся, особенный свет, кото­рому подобного нет в мире». И придумал о.Аполлон устроить особенный световой фонарь в куполе церкви. Мудрый тесть о.Роман, одна из немногих светлых фигур духовенства у писателя, однако, предостерегает увлеченного божественной идеей зятя и  рисует перед ним те преграды, которые могут помешать воплощению замечательного замысла. В конечном счете, так всё и произошло, как предрекал тесть, и с горних высот попал о.Аполлон в  болото склок, зависти, мести. И, как водится в рассказах Миловского ( да и в жизни!), ушел в сторону Неизреченный свет, и на первый план вышли  бытовые распри. Иронический хеппи-энд, придуманный писателем - излюбленный ход Миловского, свойственный его натуре, ибо в жизни всё грубее и жестче.


 Великолепные рассказы «Качук», «Машенька», «На поповом дворе», «Вожделенное преуспеяние», «Грубиян», «Подпасок», «Андрей Пареный», «Старенькая церковь»  и др. - практически неизвестны и недоступны сарапульскому читателю.  При жизни Миловскому удалось издать лишь три книжки – 16 рассказов из 57. Часть рассказов в разных журналах и газетах вышла после его кончины. Книжки эти и газеты сегодня библиографическая редкость.


Писал он и пьесы по заказу режиссера П.П.Гайдебурова и его жены Н.Ф.Комиссаржевской-Скарской,  посещавших Сарапул с гастролями и бывших у него в гостях.  Анна Алексеевна Миловская играла на сарапульской любительской  сцене, как и его юная дочь Соня, окончившая гимназию и музыкальную школу и едва не поступившая в труппу Гайдебурова. Миловский  был в курсе не только литературной, но и театральной жизни России и Сарапула, 100 лет назад  написал замечательные слова соболезнования сестре Комиссаржевской на смерть «русской чайки»: «…общая участь сравняла Веру Федоровну с великими русскими покойниками под одной общей крышей, где написано: «Неисчерпанные»… Злоба какая-то вкрадывается в душу, когда подумаешь, как много уносят с собой люди в могилу невысказанного, невыраженного, недоделанного, всего того, что и высказали и совершили бы, если бы «не подлая оспа»; этот яркий символ русской неизбежности. Когда только русский человек умрет так, чтобы на последнем венке его можно написать: «Отдал земле всё, что взял от неба». Нет, долго-долго это время не наступит, и многих-многих мы будем хоронить на пороге великих возможностей, только в десятую, сотую долю развернувшихся при жизни»…


Эти слова, посвященные любимой актрисе,  можно адресовать самому Миловскому. Если бы не постоянные хозяйственные заботы смотрителя, не необходимость материально обеспечивать двух детей и жену, страдающую сердечными и нервными расстройствами    не ушел бы Миловский таким же «неисчерпанным» и сыграл бы более заметную роль в русской литературе. Он мечтал в письме Гайдебурову: «Два года до пенсии осталось. Пенсию семье, пусть справляются, а сам хоть голодать, но на люди, в настоящую жизнь, в настоящую работу.  Да у меня еще архиереи не тронуты, теперь не решаюсь, опять выследят. А какой материал..».Не успел…Он ушел, не реализовав множество идей и задумок. Ушел, затравленный безденежьем, измотанный многолетней работой без отдыха, обострившимся неврозом, угрозами епархии лишить места за писательство.


«Жизнь … сохранила в нем пленительную свежесть душевную; снеговую ясность мысли, которые не могли замутить таившаяся за ним горечь и раздражение, потому что и то, и другое было результатом великой писательской честности…Скромный труженик, почти ни с кем в литературном мире незнакомый,  без фраз и шума шедший по своему пути, пока накипевшее отчаяние не бросило на камни его обезображенное тело.»- написал Гайдебуров о писателе и  своем друге Миловском.


     Жизнь Миловского сложилась не сладко. Он родился в селе Вороновка Пензенской губернии 17(29) сентября 1861 года в семье священника, рано лишился родителей и был взят на воспитание дальним родственником-священником в глухую  пензенскую деревню, душевно описанную писателем в рассказе «Старая церковь». Это были лучшие детские годы, заботливо охраняемые добрым любящим опекуном.


Затем учеба в Пензенском духовном училище, семинарии, Казанской духовной академии,  скудное государственное содержании сироты. Детская болезнь народничества и встреча в Казани с молодым Алексеем Пешковым. Начало преподавательской деятельности в Нижегородской губернии, первые столкновения с действительностью и  разочарование, первая попытка самоубийства.


Переведенный в Починки, он нашел здесь душевность и понимание в семье священника Введенского, здесь обвенчался с  его дочерью Анной. Он всей душой привязался к первенцу-сыну, но тот  умер в младенчестве. Рождение дочери и перевод в Вятку на солидную должность инспектора семинарии – и тут бунт семинаристов 1895 года, прокатившийся по всей России. Миловский был переведен смотрителем духовного училища в Сарапул. Лишь здесь, вдали от губернского города, он почувствовал себя нужным, занялся педагогией, хозяйственными хлопотами, создал замечательную корпорацию высокообразованных преподавателей.


Стабилизировалась и семейная жизнь, в семье подросли дочь Софья  и сын Виктор. А самое главное – его тайные литературные опыты оценил сам Короленко, их начали печатать в «Русском Богатстве». За 10 лет он стал маститым писателем и педагогом, был награжден за заслуги епархией, повышен в чине. Но вновь подступила болезнь – и он вслед за женой полгода лечится в Казанской Окружной психиатрической клинике и уже не надеется продолжать писательство. Но судьба дала ему еще 6 лет, за которые были написаны лучшие рассказы, очерки.

       Я ежедневно иду на работу мимо бывшего духовного училища  на Первомайской, 24, где сейчас представительство Удмуртского университета. Здесь на первом этаже жил с семьей этот удивительный педагог и смотритель - замечательный русский писатель, самый известный в Удмуртии прозаик на рубеже XIX-XX столетий.  Он любил эти края, Каму, бродил с охотничьим  ружьем по лесу, любовался восходом и закатом и мечтал о будущем прекрасном времени для своих детей и учеников. Здесь, во дворе училища он закончил земную жизнь, испытав последний восторг полета, предсказанный его другом и наставником В.Г.Короленко. Проходя мимо, остановитесь и подумайте об этом светлом человеке, талантливом писателе, так трагически ушедшем от нас 99 лет тому назад…


Категория: Работы генеалогов | Добавил: Наталия (15.09.2010) | Автор: Запорожцева Н.
Просмотров: 1922 | Теги: Миловский, Сарапул | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш мини чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024