Уральское генеалогическое общество Воскресенье, 24.11.2024, 10:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Начинающему генеалогу [8]
Работы генеалогов [55]
Поколенные росписи [10]
Методика [8]
Из истории УГО [6]
Мемуары [3]
Отголоски войны [5]
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне
Документы [1]
Жертвы репрессий [1]
Портреты генеалогов [5]

Наш опрос
Как вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 67

Список тегов
Лая (3)
лес (1)

Главная » Статьи » Работы генеалогов

Гусева М.В. Род священнослужителей Аманацких
М. В. Гусева
Род священнослужителей Аманацких

Семейная фотография

Когда мы, внуки, были молоды, не часто навещали ее. Нас не очень-то интересовало ее прошлое, но она любила нас, наша бабушка, она была мудра и снисходительна. А когда она ушла из жизни — остались фотографии и память о ней.

Самая старинная семейная фотография датирована 1904 годом. На ней 6 человек -трое молодых людей, девочка лет четырех стоит на стуле.Около нее сидят в длинных платьях две девушки. Крайняя слева — моя бабушка — Капитолина Ивановна Аманацкая. У нее гладкая прическа, строгое темное платье с белым кружевным воротничком, маленькая брошь. Это дети Иоанна Аманацкого, протоиерея Александро-Невского храма, что стоял в начале века в г. Миассе на Южном Урале.

Город Миасс 1856 года

Приехав в Миасс в 1994 году, я проходила по улицам старого города, мысленно представляя себе своих предков.

В поисках своей родословной, я встретилась с чудесными людьми -с сотрудниками Ильменского заповедника Буториной Людмилой Аркадьевной, научным сотрудником краеведческого музея Наумовой Галиной Михайловной, краеведом Федорищевым Владимиром Григорьевичем. Во время нашей беседы Владимир Григорьевич показал мне статью краеведа Морозова, опубликованную с газете "Миасский рабочий". Вот что там прочла: "Будучи в Ленинграде в Архиве географического общества, мне удалось познакомиться с Летописью 120-летней давности. Это солидный фолиант в переплете "Миасский завод и золотые промыслы в его округе. Оренбургской губернии Троицкого уезда" сочинения священника Владимира Аманацкого, 1859 год. В рукописи оказалось 506 страниц, написанных убористым почерком. Коричневые чернила местами выцвели, но текст читался легко.

Об авторе в ней нет никаких сведений, однако рукопись свидетельствует о том, что это был человек широкого кругозора, большой любознательности, знаток промышленного производства и природы Урала, а также быта местного населения, старинных обрядов, увлеченный собиратель фольклора.

Рукопись В. Аманацкого попала в Русское географическое общество из-за ее фольклорного материала. Для нас летопись интересна не только этнографическими материалами, но и главной частью ее, рисующей историю создания Миасского завода, организацию рудничного производства в период крепостнического труда, быт мастеровых-старателей.

Любопытно описание местности того времени: "Кругом были дремучие леса, и на месте медеплавильной фабрики, при небольшой плотине стояла мукомольная мельница крестьянина деревни Черной Макара Дунаева. Эту мельницу сожгли во время восстания Емельяна Пугачева ".

В первой главе рукописи дается обзор истории возникновения Миасского медеплавильного завода в 1773 году, когда Берг-коллегияразрешила Иллариону Лугинину возводить "на реке Миассе "завод.

Описанию социального строя и жизни населения отведено в рукописи большое место. Читая главу 5 "Штат Миасского завода и золотых промыслов или общественный порядок в Миасском округе", представляешь себе казарменный дух и произвол, который царил тогда во всем.

Автор подробно описывает чиновничью иерархию, начиная с главного управителя горного инженера, подполковника, до мастера - надзирателя урядника. Все чиновники имели военные звания. Даже бухгалтер был урядником.

В здании конторы округа с шестью могучими колоннами (где сейчас контора Напилочного завода), находилось 85 чиновников с военными званиями. Здесь же размещаюсь 25 полицейских чинов. Брандмейстер пожарной команды был полицейским приставом, а трубочист носил звание урядника.

В госпитале врачи военные, фельдшера урядники, аптекарь урядник. Так же военизирован был штат и на приисках.

В. Аманацкий описывает жизнь крепостных рабочих на рудниках в летнее и зимнее время. Мы узнаем об огромных казармах, построенных для них, вмещающих одновременно от 400 до 600 человек, о том, как гнали полицейские в эти казармы рабочих из Златоуста, Сатки, Кусы, Артей.

Тяжелым был их труд. Работали по наряду с 4 часов утра до 6 часов вечера первая смена, а с вечера до утра вторая. Питались скудно. Ели хлеб, картошку. Количество рабочих доходило до трех тысяч человек.

Исключительный интерес представляют страницы, посвященные описанию рудников, их техническому оснащению. Миасская долина <представляла из себя огромный золоторудный промысел. В летописи указывается, что в 1837 году здесь имелось 200 рудников, "а нынче насчитывается до 350". Любопытно упоминание о неизвестной нам Фулоновской золотой россыпи, находившейся на самом Миасском заводе, по берегам реки, за Шадринским мостом. Возможно, это та россыпь, которую открыл в 1823 году Управитель завода Порозов и которая положила начало добыче рассыпного золота в нашем крае.

С большим знанием дела описывается развитие золотопромышленной техники от кайла и тачки до сложных машин инженеров Аггте и Павла Аносова. Горному изобретательству последнего В. Аманацкий уделяет особое внимание и с большой теплотой отзывается о нем.

В летописи рассказываются драматические события, связанные с плавкой в печах Миасского завода Аносовым "золотистого чугуна " ".

Так неожиданно мне стало известно о сочинении моего прапрапрадеда Аманацкого Владимира Терентьевича (1816 (?) — ?). К сожалению, я пока ничего не знаю о его сыне (моем прапрадеде) Михаиле Аманацком. Зато в музее г. Миасса я многое узнала о моем прадеде, священнике Иоанне Михайловиче Аманацком - отце моей бабушки.


Купола над городом

В который раз мне на помощь приходит газета "Миасский рабочий". В номере от 26 июня 1991 года я читаю статью научного сотрудника музеяА. Овчинниковой:

"Церковь как религиозная организация всегда играла довольно существенную роль в жизни общества. На первом этапе своего становления она была прогрессивным явлением, поскольку стимулировала развитие социально-экономической и культурной жизни общества. В Миасском заводе первые школы и библиотеки возникли при церквах. В 1861 году в доме местного священника была открыта первая школа для девочек, а в 1887 году при Петропавловской церкви была открыта Святого Владимира Просветителя Руси церковноприходская двухклассная школа с четырехгодичным обучением и ремесленным отделением.

Известно, что в 1891 году в связи с тяжким неурожаем, постигшим губернию, при Миасской церковноприходской школе была открыта бесплатная столовая для учащихся, средства на это отпускались церковью.

После сооружения Александра-Невского храма церковноприходская школа была открыта и при нем. Как положительный нужно отметить тот факт, что благодаря стараниям местных священников дошел до нас интересный памятник пршлого Летопись Миасской Петропавловской церкви. Летопись в ретроспективном плане рассматривает наиболее примечательные события со времени основания завода, а с 80-х годов прошлого века ведется ежемесячная запись событий.

Наряду с текстами церковных проповедей, записями миссионерских бесед с раскольниками, описанием приездов царствующих особ, встречаются описания событий, имеющих научное и культурное значение. Таковы посещение Миасса ученым Гумбольтом, раскопки курганов, описание лунных и солнечных затмений, фенологические наблюдения.

На главной церковной площади проходили все важнейшие события от церковных ходов до сбора средств в пользу раненых в годы Первой мировой войны."

Иоанн Аманацкий служил протоиереем в Петропавловском соборе Миасского завода. Приведу сведения из ГАОО, любезно предоставленные мне научным сотрудником музея г. Миасса Наумовой Галиной Михайловной.

Открываю летопись Петропавловского собора за 1891 год. Читаю: "Проповедь. Священник И. Аманацкий.

1. История церкви (первые проявления христианства на земле Русской, Аскольд и Дир, святая княгиня Ольга, первомученики на Руси и святой князь Владимир).

2. О славянах (характер их, внешний вид, домашний и общественный быт).

3. Заповедь (кража как страсть, примеры наказания за воровство в Ветхом и Новом Завете. ".

Конец XIX века еще относительно спокойное время, и Иоанн Аманацкий преподает Закон Божий в церковноприходском училище и в женской гимназии сестер Романовских. В школе № 1 г. Миасса сохранилась летопись женской гимназии.

На старинной фотографии вижу учениц с преподавателями, директора школы и священника. Весной проводились выпускные экзамены, обычно в составе испытательной комиссии, кроме инспектора, заведующего училищем, попечителя, присутствовал и законоучитель <священник Иоанн Аманацкий. Успехи учеников были хорошие.

Еще интересная находка в летописи Петропавловского собора от1896 года.

"Священнику Иоанну Аманацкому преподано архипасторское благословение Его Преосвященством Николаем, Епископом Оренбургским с выдачею установленной грамоты, за усердные и полезные труды по Миасской церковноприходской школе и гимназии ".

Другие архивные документы ГАОО дополняют картину:

"Школы казачьего ведомства I марта 1888 года.

Святого Владимира Просветителя Руси церковноприходская школа в Миасском заводе при Петропавловской церкви XVII благочинного округа (в семиста верстах от Оренбурга) 2-х классное 4-х годичное обучение с ремесленным отделением открыто в сентябре 1887 года. Число учащихся - 32.

Законоучитель Иоанн Аманацкий, окончил курс в Уфимской Духовной Семинарии в 1877 году, 26лет.

Учитель диакон Гавриил Аманацкий окончил курс Благовещенской учительской семинарии в 1881 году, шесть лет был учителем в народном училище, содержания получает 300 рублей в год из Миасской Петропавловской церкви , учитель пения он же."

"1910 -11 г. Осмотр училищ.

Миасское II женское.

Учащиеся содержатся на средства Миасского сельского общества с пособием от казны в 700 рублей. Функционирует 2-ой год и помещается в наемной квартире.

Заведующая В. Г. Аманацкая, окончившая Епархиальное училище и вторая учительница А. В. Соснина усердно относились к делу обучения и достигли хороших успехов, несмотря на многолюдность учащихся ...116 девочек ".

Судьба прадеда, И. Аманацкого, как и всех священнослужителей, сложилась после революции тяжело. В двадцатые годы, во время разрушения храмов отцу Иоанну пришлось с сыном Николаем покинуть родной город, и с потоком эмиграции они оказались в Китае, на КВЖД.

Какие события там происходили, остается только догадываться. Но после расстрела сына Иоанн Михайлович возвращается в Россию, на Урал и вынужден скрываться в маленькой деревне у своей племянницы Анны Гавриловны -сельской учительницы.

Дочь Капитолина помогает отцу, посылая деньги на его содержание двоюродной сестре. В то время он уже был стар и немощен. Старшая его дочь Зоя с семьей жила на Дальнем Востоке, средний сын пропал без вести в Сибири в 30-х годах. Старший сын Михаил был арестован. Выйдя из заключения, он какое-то время жил в Свердловске в семье Богусевичей - своей племянницы Натальи Владимировны, работал сторожем. Во время войны уехал на родину в город Миасс, жил в бедности и умер от дистрофии.

Дочь священника

Теперь пришло время рассказать о жизни моей бабушки Капитолины Ивановны Аманацкой (1883-1967 г.)

Родилась она в городе Миассе на Южном Урале. Уральской Швейцарией называют этот край за его чудеснейшие долины, девственные леса, каменистые вершины, за десятки голубых озер, которые цепочками тянутся по обеим сторонам Ильменского хребта.

Безоблачное детство в дружной семье, затем учеба в Уфимском Епархиальном училище. Бабушка любила вспоминать дни юности. Она рассказывала мне о порядках в училище: в каждом классе ученицы носили платья определенного цвета (старшие классы - темно-синие и темно-зеленые, младшие - темно-лиловые).

Кроме общеобразовательных предметов большое внимание уделялось рукоделию. Старшие ученицы опекали младших, помогая им освоить основы шитья, рукоделия, вязания. Обучение в последнем старшем классе давало право после училища работать учительницей в гимназии.

После окончания училища Капитолина Ивановна два года работала учительницей. Со своим будущим мужем, студентом Томского технологического института, сыном местного аптекаря, Владимиром Фидлером, Капитолина знакомится еще будучи епархиалкой. Возможно, встреча молодых людей произошла в библиотеке или во время гулянья в Симановском саду на берегу пруда, где по вечерам играл духовой оркестр. В семейном архиве сохранилась фотография Капочки, которую она подарила своему другу с пожеланием (написано на обороте карточки) "Взгляни порою, если стою".

Когда в конце 1904 года молодые решили соединить свои судьбы, они встретили препятствие в обеих семьях. Во-первых, жених был студентом, да еще лютеранской веры. Мать Владимира, Лина Юльевна Фидлер (урожденная Кант — правнучатая племянница великого немецкого философа И. Канта), вероятно, мечтала о невестке из другого сословия. Но Владимир принял православие, и отец Иоанн согласился обвенчать молодых.

Семья Фидлеров крепко встала на ноги, и к концу 1917 года Капитолина Ивановна была уже матерью пятерых детей и хозяйкой большого дома, а Владимир Федорович занимает должность Управителя Златоустовских заводов. 1926 год круто изменил жизнь семьи. Теперь семья живет в Свердловске в большой четырехкомнатной квартире в инженерном доме по улице Белинского № 10. Владимир Федорович занимается проектированием, а затем и строительством Уральского Завода Тяжелого Машиностроения.

Еще крутой поворот – и в 1932 году Капитолина Ивановна овдовела. Не успела оправиться от горя, как в 1934 году, через два года после смерти, муж был репрессирован - объявлен врагом народа и английским шпионом.

Мать заключенного

Надвигался 1937 год, который принес еще немало горя нашейn бабушке. Почему ужасная машина репрессий задела именно младшего сына Алексея - сложно сказать, но вскоре после окончания техникума он был арестован. Трудно представить, что пережила Капитолина Ивановна, думая о судьбе своего Алеши.

Держу в руках ксерокопию приговора от 27 сентября 1938 года (мне ее прислал Пермский областной Государственный архив по делам политических репрессий): "Приговор.
Фидлера Алексея Владимировича на основании ст. 58-7-11 УК РСФСР подвергнуть лишению свободы на срок 10 лет с направлением в исправительно-трудовой лагерь с поражением в гражданских правах сроком на три года. Срок наказания считать с 7 декабря 1937 года. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. "

Это сейчас, через 60 лет все выяснилось, а тогда, тогда мать металась в поисках сына, пыталась узнать, где он, обивала пороги прокуратуры.

Наконец с большим трудом удалось узнать, что он находится в тюрьме г. Перми. Капитолина Ивановна едет в Пермь. Передаю дословно рассказ моего дяди: "Маме удалось попасть на прием к следователю. На вопрос, в чем виноват ее сын, он ответил: "А. В. Фидлер ни в чем не виновен, но ему еще немного нужно посидеть", - и передал часы Алексея и его пальто". А ровно через два года вышло постановление от 7 декабря 1939 года о невиновности Алексея: "В процессе дополнительного следствия достаточных улик для предания суду Фидлера А. В. не добыто, потому руководствуясь статьей 204 п. "Б" УПК РСФСР следствие по делу Фидлера прекратить. Фидлера из-под стражи освободить ".

Еще будет встреча матери с сыном, будут проводы на фронт в 1942 году, будет встреча с победой в ноябре 1945 года (А. В. Фидлер участвовал в обороне Ленинграда, во взятии Праги и окончил войну на Дальнем Востоке после победы над Японией). Все еще будет. И будет болеть сердце за судьбу сына, и будет постоянный страх за его жизнь.

Бабушкин браслет

Однажды довелось мне побывать в музее камнерезного искусства Урала в Екатеринбурге. Там в одной из витрин я увидела скромный браслет из яшмы. Он был похож на тот, что носила в молодости моя бабушка, одна из семейных вещиц, которую удалось сохранить моей маме. Сохранить после бури, пронесшейся над семьей в 1934 году, когда был репрессирован ее отец, и семья лишилась квартиры.

Чтобы выжить, пришлось продать мебель, рояль, столовое серебро, украшения. Может быть, этот браслет был дорог бабушке, и она продавать его не стала. Оставшись вдвоем с младшей дочерью Ниной — моей мамой, они сняли крошечную комнатушку в домике на Кузнечной улице и стали жить один на один с горем, голодом и одиночеством.

Как попал этот браслет в семью моей мамы, я не помню. Может быть, бабушка подарила его своей дочери в день ее свадьбы. В то время пышных свадеб не устраивали, не до того было: шел страшный 1937 год. Можно предположить, что у бабушки были украшения, броши. Она воспитывалась в семье, где женщины могли позволить себе иметь изделия из уральских камней, золота и серебра. Возможно, отец подарил своей дочери этот браслет в день окончания Епархиального училища.

Потом браслет находился в семье Фидлеров, а в 40-60-е годы его хранила у себя моя мама. Сейчас он у меня, и я показываю его моим дочерям и внучкам. Так что этот браслет связывает около пяти поколений. Камень молчит, но он напоминает нам о наших предках.

Заключение

Прошло 23 тяжелых года, и вот в 1957 году было возвращено доброе имя Владимиру Федоровичу Фидлеру, выдана для захоронения урна с его прахом. Бабушке вновь назначили пенсию 30 рублей, дали комнату в благоустроенной квартире на Уралмаше, где она поселилась с сыном Алексеем. Два человека, мать и сын, обрели, наконец, покой.

Я помню бабушку Капу уже совершенно седой, невысокого роста, в светлой кофточке и темном сарафане. До конца жизни она сохранила ясность мысли, доброту, теплое отношение к людям.

В октябре, в день памяти нашего деда, в ее комнате собирались дети и внуки, пили чай, рассказывали о своих делах, семьях. Отсюда мы проводили ее в последний путь в возрасте 83 лет.


Эта работа была опубликована в 4-м сборнике УГО, 1999 год.



Источник: http://ugo10.narod.ru
Категория: Работы генеалогов | Добавил: Наталия (13.09.2010) | Автор: Гусева М.В.
Просмотров: 2782 | Комментарии: 1 | Теги: Аманацкие, Фидлеры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш мини чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024