Уральское генеалогическое общество Понедельник, 29.04.2024, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Начинающему генеалогу [8]
Работы генеалогов [55]
Поколенные росписи [10]
Методика [8]
Из истории УГО [6]
Мемуары [3]
Отголоски войны [5]
Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне
Документы [1]
Жертвы репрессий [1]
Портреты генеалогов [5]

Наш опрос
Что больше всего вы цените в людях?
Всего ответов: 79

Список тегов
Лая (3)
лес (1)

Главная » Статьи » Работы генеалогов

Чумакова Э.Е. Семейные связи уральского духовенства
Э. Е. Чумакова

СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ УРАЛЬСКОГО ДУХОВЕНСТВА
(Выпуск 1,1997)


Странствования по генеалогическим источникам приводят к очевидному выводу: в конце 60-х годов XIX века вследствие реформ императора Александра II и последующей капитализации страны российская сословная система начинает разрушаться. Это разрушение коснулось и самого закрытого сословия – духовенства, о чем свидетельствуют повсеместные факты оставления детьми священно-церковнослужителей поприща своих предков и заключение ими браков внутри иных социальных слоев общества. Характерен в этом отношении пример потомственного почетного гражданина, члена Екатеринбургского общества попечителей народного образования и народного учителя Дмитрия Ивановича Бабина, выходца из духовной среды, который женится на дочери горного чиновника.

«Однокашник» Дмитрия Бабина по Екатеринбургскому духовному училищу, также выходец из священнослужительской семьи, потомственный почетный гражданин и домашний учитель Гавриил Алексеев Мамин сочетается браком с дочерью потомственного дворянина Качка Валентиной Владиславовной. Такие случаи не редкость. А между тем в дореформенное время брак вне духовного сословия мог перекрыть служителю культа путь вверх по служебной лестнице. Многовековая традиция касты духовенства заключать браки в собственном сословии обусловила родство между собой большинства фамилий потомственного урало-сибирского духовенства. Особенно обширны родственные связи рода Бирюковых, насчитывающего более трех столетий священнослужения на Урале и в Сибири. В генеалогических источниках имеются сведения о «праотце» рода Бирюковых в этом суровом краю – протопопе Софийского кафедрального собора Тобольска Матвее Борисове Бирюкове (он упоминается в Переписной книге 1636 года «Соборные попы», в Переписной книге 1651 года, в Окладной книге Тобольска за 1673 год).1.

Матвей Бирюков– личность незаурядная: ревностный распространитель православия, к тому же прекрасный эконом, более 15-ти лет находившийся в дружеских отношениях со своим прихожанином, классиком российского меркантилизма, богословом и писателем Юрием Крижаничем. Встречался Матвей Бирюков и с протопопом-раскольником и писателем Аввакумом Петровым, сосланным в Тобольск. Последним Бирюковым – служителем культа, упоминаемым в генеалогических источниках советского периода, был Епископ Пермской епархии (1932-1934) Михаил Бирюков.2 Потомки Софийского протопопа Матвея Бирюкова, как можно судить по различным генеалогическим источникам, – люди талантливые: обладали в большинстве своем замечательными музыкальными способностями, прекрасными голосами, славились феноменальной физической силой. Любили Бирюковы книги, и сами не были чужды «пера».

Более других имениты: дореволюционный писатель и краевед, уроженец Шадринского уезда, сын дьячка, учившийся в Казанском университете, Аркадий Афанасьевич Бирюков – об Аркадии Бирюкове в дореволюционном словаре Венгерова поместил статью профессор Корсаков- представитель знаменитого дворянского рода Корсаковых. Сведения об А. А. Бирюкове имеются и в Библиографическом словаре. 3 Писатель советской поры, краевед, археолог, ученый-фольклорист, которого называют уральским Далем, Владимир Павлович Бирюков (значение этого имени для науки трудно переоценить, недаром в течение длительного времени ежегодно проводятся Бирюковские чтения – до недавнего времени Всесоюзные).

Были и другие Бирюковы – писатели: до революции издавались «нравоучительные» книги для простого народа, написанные священником Евлампием Ионовичем Бирюковым 4, соучеником Д. Н. Мамина-Сибиряка по Пермской семинарии, женатым, кстати сказать, на дальней родственнице Дмитрия Наркисовича.

За три столетия Бирюковы породнились с семьями потомственных священноцерковнослужителей Меркурьевых, Топорковых, Чирковых, Протасовых, Никольских, Пятницких, Маминых, Словцовых, Пономаревых, Поповых, Бабиных, Боголеповых, Никитиных, Вознесенских, Воскресенских, Антроповых, Удинцевых, Уфимцевых, Луканиных, Ляпустиных, Кузовниковых, Козельских. Перечисленные родственные Бирюковым фамилии известны не только в духовной среде: «светские» ответвления этих фамилий оставили заметный след в истории Урала, достаточно назвать горных начальников уральских заводов Протасовых, или имена деятелей науки, техники, культуры. Причем, родственные связи Бирюковых даже с названными здесь фамилиями, неоднократно пересекаются.

Интересно в этом отношении родство Бирюковых и Поповых. В начале XIX века иерей Никифор Кириллов Попов выдает свою дочь Прасковью за Иоанна Георгиева Бабина, сына иерея. Через столетие, в начале XX века правнучка Никифора Попова Лидия Дмитриевна Бабина выйдет замуж за Ивана Николаевича Бирюкова. Никифор в родстве с иереем Мизеровым, внучка которого – Александра Матвеевна Мизерова сочетается браком с Михаилом Павловичем Бирюковым. Иван и Михаил Бирюковы приходятся друг другу братьями (через четыре колена). Братья Бирюковы (Николаевичи) и Бирюковы (Павловичи) еще в детстве подолгу гостили у двоюродного деда своего Алексея Алексеевича Бирюкова, благочинного протоиерея, имевшего немалое количество церковных наград и ордена Российской империи, заряновского попа.

Все последующие годы братья Бирюковы (Николаевичи и Павловичи) поддерживали между собой не только и не столько родственные, сколько дружеские отношения, обусловленные общими интересами, имели общих знакомых: писателя-путешественника К. Д. Носилова, отца и сына Клеров, К. Н. Донских, других, может, не столь известных, но талантливых, подлинно русских интеллигентов.

Заметим еще раз, что тонкости родства прежде всего отражает такой генеалогический источник, как метрическая книга. Листая Метрическую книгу Свято-Духовской церкви Екатеринбурга, особо почитаемой городской знатью, за 1869 год, невольно обращаешь внимание на одни и те же фамилии. В записи причта этой церкви за 12 января зафиксирован брак кончившего курс Пермской духовной семинарии Александра Яковлева Яхонтова и Юлии Александровны, дочери Камышловского уезда Троицкого села священника Александра Никифорова Попова. Юлия Александровна – тетка Л. Д. Бирюковой. Таинство брака совершили священник Иоанн Знаменский, дьякон Иоанн Космин и пономарь Николай Топорков.

Здесь следует сделать некоторое отступление. Александр Яхонтов кончил Пермскую семинарию по первому разряду, был, следовательно, одним из лучших и способнейших семинаристов. Пономарь Николай Топорков также учился в Пермской семинарии, но, как сказано в Клировых ведомостях, «уволен от учения по неимению средств содержания на своем коште из низшего отделения Пермской духовной семинарии, при поведении очень хорошем». В этой характеристике чувствуется сожаление начальства семинарии, лишившегося способного студента. Вполне возможно, что Александр Яхонтов венчается в Свято-Духовской церкви, так как дружен со знакомым по Пермской семинарии Николаем Топорковым. Но продолжим…

Та же фамилия – Топорков – встречается через ряд страниц Метрической книги в связи с рождением его сына – Топоркова Петра. Запись в Метрической книге гласит: «Родился 7 июля, крещен 10 июля. Петр. Градо-Екатеринбургской Свято-Духовской церкви пономарь Николай Петров Топорков и законная жена его Клавдия Федорова. Восприемники: Екатеринбургского уезда Арамильского села Троицкой церкви священник Павел Дмитриев Воинсвенский и урядническая жена Августа Александровна Петухова». Как известно, в восприемники обычно приглашали родственников или хороших знакомых. Можно предположить, что Военсвенские связаны семейными узами с Топорковыми (эта версия требует проработки). Фамилия же Военсвенских известна исследователям биографии Д. Н. Мамина-Сибиряка: его прабабушка – Феофила Александровна – родом из Военсвенских. Вот как писал об этом сам Дмитрий Наркисович: «Между прочим в роду у Феофилы Александровны был какой-то швед, вероятно, один из тех пленных шведов, которых царь Петр сослал на Урал для насаждения горного дела. Он прижился на Урале, женился и дал начало целой духовной фамилии Военсвенских, – воин свенский– воин шведский. 5 Небезынтересно, что Военсвенский служит в Троицкой церкви Арамильского села. В той же церкви служили и Топорковы, одна ветвь которых, получив в семинарии новую фамилию, в дальнейшем известна, как Троицкие (вероятно, по церкви.) В восприемники Топорков приглашает и урядническую жену Августу Александровну Петухову, причем через год, а именно 11 апреля 1870 года, при рождении близнецов Михаила и Константина, Августа Петухова вновь среди восприемников у Топорковых. Другие восприемники – той же церкви дьякон Василий Яковлев Конев и Екатеринбургского уезда Логиновского села Тихоновской церкви дьякона Петра Топоркова дети Александр и Евдокия.

По всей видимости, Петухова – довольно близкая родственница. Но кто ее муж? Урядник – это мог быть и горный служащий, но мог быть и служащий полиции. Это также требует дальнейших уточнений.В метрической книге отмечено, что близнецы Михаил и Константин прожили только восемь часов, на первом году жизни скончался и Петр. Однако в генеалогических источниках за 1879 год есть сведения, что у Николая Петрова Топоркова уже несколько детей, в том числе и четырехмесячный Павел. Род священнослужителей Топорковых в родстве как с Поповыми, так и Бирюковыми.

Прапрадед Михаила Павловича и двоюродный прапрадед Ивана Николаевича Бирюковых Григорий Бирюков женат на Евдокии Андреевой Топорковой, дочери священника. Фамилия Топорковых не раз встречается в генеалогических источниках рядом с фамилией Бирюковых. Так в Клировых ведомостях по Екатеринбургскому уезду говорится о псаломщике Константине Топоркове, женатом на дочери пономаря Василия Бирюкова, служившего в Воскресенском селе. 6 

В Клировых ведомостях Ирбитского уезда называется священник Александр Топорков, супруга которого Александра Петровна дочь священника Иванова, – в родстве с А. М. Бирюковой-Мизеровой. (Фамилия Мизеров была дана ее предку Иванову в семинарии). Однако Ивановы находятся в родстве с Бирюковыми не только через Мизеровых. Ивановы в родстве с Григорьевыми, а Григорьевы – это потомки упомянутого нами Григория Бирюкова (поименованные в семинарии Григорьевыми.) Григорьевы же через брачные связи находятся в родстве с Поповыми и Мамиными. Дочь настоятеля Градо-Екатеринбургского Екатерининского собора протоиерея Матвея Попова Мария замужем за Григорьевым. 7. Мария Иванова Мамина, вдова священника, внукам Григорьевым бабушка, а писателю-священнику Евлампию Бирюкову – тёща. 8

Прослеженная цепочка сложных семейных связей Бирюковых, Поповых, Топорковых, естественно, не ограничивается только названными именами, она гораздо обширнее. Для того же, чтобы описать все связи Бирюковых с фамилиями урало-сибирского потомственного духовенства, потребовался бы не один том генеалогических исследований.

 Реформы 60.х годов XIX в., в том числе и церковная реформа, легализовавшая выход из духовного сословия, не могли не пошатнуть традиции родства в священнослужительской среде. Нити семейных связей касты духовенства начинают рваться и не случайно. Процессу немало способствовали развернувшиеся дискуссии о необходимости отделения церкви от государства, сопровождавшиеся осмеянием самого многочисленного слоя духовенства – сельского священнослужителя.

Дети духовенства, покидая родовые гнезда, уезжают в столицы и крупные города, одни– учиться в университетах, другие – выслуживать на государственном поприще чины и дворянство, третьи предпочитают пробовать себя на предпринимательской ниве. А поскольку священнослужителям предпринимательством заниматься не полагалось, то приходилось «переписываться» и приписываться к тем обществам, которым это было разрешено: в мещане, купцы, крестьяне. Естественно, что и семейные связи при этом перемещаются в новую среду.

 «Переписывание» из духовного сословия, которое соперничало во многом с дворянством, в низшие сословия еще в середине XIX века рассматривалось как немыслимое явление. Именно о таком случае повествует в своих воспоминаниях Д. Н. Мамин-Сибиряк, встретивший по пути в Екатеринбург братьев-перекупщиков: «Как потом выяснилось, они были из духовного звания, дети какого-то дьячка, а потом «переписались в мужики». На мой вопрос, как это случилось, старший, Николай, с улыбкой пояснил: «А я табак любил курить, ну, меня и выгнали из училища, а из дома отец выгнал. Ничего, и в мужиках люди живут».9

В пореформенную пору «переписывались» многие, движимые желанием покупать либо арендовать прииски, ставить заводы, заниматься торговлей. Особенно частыми стали «переписи» из духовного сословия в период «золотой лихорадки», охватившей Урал в конце Х1Х века, поветрие которой коснулось духовной среды. Социальный статус все более заменялся статусом капитала, смешивая все сословия. Подтверждением может служить одна запись в Метрической книге.

Метрическая книга Александро-Невской церкви Ново-Тихвинского монастыря 1897 года записью от 22 октября удостоверяет брак екатеринбургского мещанина Василия Васильевича Наумова с дочерью Статского Советника Марией Петровой Андреевой (Андреевы – потомки Андрея Бирюкова, двоюродного племянника Григория Бирюкова и Евдокии Андреевой Бирюковой, урожденной Топорковой). «Поручителями по женихе» были канцелярские служители Всеволод Кузнецов и Александр Медяков, «по невесте» – Верхотурский мещанин Циренщиков и Полтавской губернии потомственный дворянин Сергей Георгиев Вязовских. Как видим, здесь налицо полное смешение сословий: дочь дворянина и чиновника выходит замуж за мещанина. Оба брачующихся – носители известных священнослужительских фамилий. В поручителях (за исключением Вязовских?) мы также видим потомков священнослужителей.

Многовековая традиция касты духовенства родниться в собственном сословии, трансформируясь, еще какое-то время сохранялась: вышедшие из духовного сословия предпочитали родниться с тем, кто имел родословные корни в духовной среде. Странствования по генеалогическим источникам, вызванные необходимостью выявления и уточнения сведений о родословных связях, не окончены. Многое требует дальнейшей проработки, а, следовательно, и дальнейших обращений к церковным и «светским» источникам.

Источники: 1. РГАДА. Ф. 214. Кн. 74. Л. 184/об; Ф. 214. Кн. 273. Л. 19; Ф. 214. Кн. 436. Л. 85/об.
2. С. Ворошилин. Шесть веков Иерархии русской православной церкви. Русская старина, вып. 1., Екатеринбург: «Архитектон», с. 152
3. Биографический словарь, т. 4; Словарь Венгерова, т. 11, с. 298.
4. Е. Бирюков. Корни и ветви.– газ. «Главный проспект», 1994, No 33, с. 12
5. Д. Мамин–Сибиряк. Повести, рассказы, очерки. М.: Моск. рабочий, 1983, с.
6. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 610. Л. 29.
7. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 606. Л. 28/об.
8. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 615. Л. 60/об-61
9. Д. Мамин-Сибиряк. Повести, рассказы, очерки.– М.:Моск. рабочий, 1983, с. 371.


Источник: http://ugo10.narod.ru
Категория: Работы генеалогов | Добавил: Наталия (07.10.2010) | Автор: Чумакова Э.Е. E
Просмотров: 3188 | Теги: Бабины, Космины, Военсвенские, Поповы, Яхонтовы, качки, Бирюковы, Топорковы, Мамины, Петуховы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш мини чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024